Выбрать ККС субъекта
Высшая квалификационная коллегия судей
Российской Федерации

Календарь

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
    Будущие заседания
    Прошедшие заседания

    СМИ

    Плотность права на один квадратный метр

    Парламентская газета
    Номер 123(1740) 12 июля 2005 года

    Владимир Шепель
    первый заместитель председателя Вологодского областного суда


    Включение в систему судов общей юрисдикции мировой юстиции позволило ликвидировать очереди на "судейские услуги", приблизить правосудие к населению, обеспечить гражданам конституционное право на судебную защиту.

    В Вологодской области пятый год действуют мировые судьи. Они вершат правосудие на всех 60 созданных судебных участках.

    Взяв на себя большую часть судебных дел, вроде бы мелких, но жизненно необходимых и важных, мировые судьи дали возможность федеральным судьям без той спешки, что была ранее, рассматривать более сложные и объемные уголовные и гражданские дела.
    Так, за прошлый год они рассмотрели треть уголовных, три четверти гражданских и почти все административные дела, приходящиеся на всех судей области. И при этом мировых судей в области почти в два с половиной раза меньше, чем федеральных. Можно констатировать, что мировая юстиция стала важным звеном судебной системы, и она заслуживает самого пристального внимания государства и общества.
    Тем более что опыт мировых судей показывает: в их работе есть много трудностей и проблем, которые должны и могут быть разрешены. Основная - отсутствие организационного и процессуального объединения мировых судей в пределах административного района. Статья 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" предписывает, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебного участка. На первый взгляд эта норма вполне логична. Мировой судья максимально приближается к населению, судью знают, и он знает свой микрорайон.
    Но эта же норма вызывает ряд сложностей в практической работе. В городах и районах, где созданы не один, а несколько участков, сложности возникают уже при "нарезке" участков. Сама по себе численность населения на участке не всегда адекватна спросу на "судейские услуги". Возникает неравномерность нагрузки на мировых судей в одном и том же районе. Так, в Вологде создано 13 судебных участков, и, несмотря на постоянную работу по их "выравниванию", количество рассмотренных уголовных, гражданских и административных дел, а значит, и нагрузка на судей неравномерны. Например, за прошедший год на одном из участков мировой судья рассмотрел 82 уголовных, 843 гражданских дела и 1233 административных материала, а на другом - 57 уголовных, 414 гражданских и 804 административных дела. Суммарная разница почти двойная. Безусловно, очень высокая нагрузка на мирового судью отражается и на качестве судебной защиты граждан.
    Вторая проблема, вытекающая из "участковой юрисдикции", связана с определением подсудности дел. Законом установлено, что уголовные дела рассматриваются по месту преступления, а при совершении нескольких преступлений - судом того района, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. Аналогичный порядок предусмотрен по делам об административных правонарушениях, причем по просьбе правонарушителя дело может быть рассмотрено по месту его жительства, а по делам об автотранспортных происшествиях - по месту учета транспортного средства. Гражданские дела, как правило, рассматриваются судом по месту нахождения ответчика, хотя предусмотрено множество оговорок и исключений.
    И вот когда в одном административном образовании действуют несколько мировых судей, возникают трудности в соблюдении правил подсудности и сложности в принятии законных решений. Бывает сложно определить подсудность при совершении преступления или правонарушения на границе участков, а их много. Время от времени выявляются "забытые" территории, то есть те, которые не были включены ни в один из участков при их установлении.
    В случае прекращения или приостановления полномочий мирового судьи и на время его отсутствия исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района. Если в судебном районе есть только одна должность мирового судьи, то исполнение его обязанностей возлагается на коллегу в ближайшем судебном районе.
    При всей понятности этой правовой нормы не все так гладко на практике. Представим, что в районе действует один мировой судья, значит, замещать его будет судья соседнего района. И все это время население будет ездить за судебной защитой к соседям. А это десятки и сотни километров, во многих случаях отсутствие прямого транспортного сообщения. Такая ситуация периодически повторяется. Только в отпуске мировой судья находится примерно полтора месяца. И, конечно, если отсутствие плановое, то можно подготовиться к нему и решить организационные вопросы. А если отсутствие неожиданное, проблемы усугубляются.
    В нашей области в 19 из 26 районов действуют по одному мировому судье. Население этих районов время от времени вынуждено отправляться на суд в "чужой" район при том, что местные федеральные районные судьи, к кому совсем недавно могли обращаться граждане, находятся на месте, но дела мировых судей им не подсудны.
    Несколько проще ситуация в городах и районах, где действуют несколько мировых судей. Тут все компактнее. Расстояние не играет большой роли. Решение о возложении обязанностей отсутствующего судьи на другого принимает председатель районного суда, а не областного, как в первом случае. Однако и тут свои проблемы. Здесь, как правило, судьи более загружены, и, когда судья работает за себя и "за того парня", нагрузка удваивается, что, безусловно, не на пользу правосудию.
    Каков же выход? Целесообразно в тех административных (или, как сказано в законе, судебных) районах, где действуют несколько мировых судей, объединить их организационно и процессуально. Пусть мировой судья осуществляет деятельность в пределах не судебного участка, а судебного района. Надо ввести соответствующую норму в закон о мировых судьях и именовать их, например, так - мировой судья города Вологды. При этом предусмотреть должность старшего мирового судьи, которого могут избирать мировые судьи района и который наряду с другими обязанностями мог бы регулировать нагрузки между коллегами.
    Кстати, опыт прошлых лет свидетельствует, что народные судьи, которые длительное время избирались по округам, были объединены в районные (городские) суды и осуществляли юрисдикцию на всей административной территории. И это было на пользу правосудию.
    Что касается тех районов, где действует один мировой судья, тут, по моему мнению, нужно в каждом конкретном случае решать, а нужен ли в этом районе мировой судья? Для граждан лучше, если бы все правосудие вершили районные судьи. К этому мнению подводит и судебная статистика. Сейчас во всех районных судах минимум три федеральных судьи. Рядом с ними - один мировой судья. И вот как распределяются между ними дела. Так, мировой судья 53-го участка рассмотрел в прошлом году 64 уголовных, 199 гражданских и 685 административных дел, а весь районный суд рассмотрел 50 уголовных, 138 гражданских и 5 административных дел на троих судей. Причем ситуация похожа во всех 19 районах, где действует один мировой судья. Думаю, что и в других регионах России положение сходное.
    Было бы правильно в таких районах участки мировых судей не создавать или создавать только в особых случаях, оставив этот вопрос на усмотрение субъекта Федерации. Подсудные же им дела передавать федеральным судьям. А освободившиеся штатные должности мировых судей можно "перебросить" в те города и районы, где у судей большая нагрузка. Польза для правосудия была бы ощутимая. Затрат никаких. Нужны только правовые решения для создания более гибкой системы правовой юстиции.