Выбрать ККС субъекта
Высшая квалификационная коллегия судей
Российской Федерации

Календарь

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
    Будущие заседания
    Прошедшие заседания

    СМИ

    На судью можно выучиться

    Парламентская газета
    Номер 87(1704) 19 мая 2005 года
    Валентин Ершов
    ректор Российской академии правосудия,
    доктор юридических наук,
    профессор, заслуженный юрист России



    Введение нового института "кандидат на должность судьи" ("стажёр судьи") потребует решения целого комплекса взаимосвязанных мер, к которым относится не только законодательное, но также финансовое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое и информационно-техническое обеспечение.

    Давно уже общим местом в рассуждениях о судебной реформе стала констатация нехватки квалифицированных кадров в судебной системе страны. А могло ли быть по-другому, коль скоро высшие и средние учебные заведения России вплоть до 1998 года не осуществляли специальную подготовку специалистов с высшим и средним юридическим образованием для работы в судебной системе?

    Плоды такой политики в области образования мы пожинаем до сих пор. Примерно 30 процентов претендентов на должности судей в России на квалификационных экзаменах получают неудовлетворительные оценки. И нередко даже те, кто сдал экзамены и назначен судьей, вынуждены самостоятельно или с помощью более опытных коллег в течение длительного времени дополнительно получать необходимые теоретические знания в области материального и процессуального права и практические навыки по проведению судебных процессов, подготовке процессуальных документов.
    Наша академия занимается повышением квалификации судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, готовит специалистов для судебной системы по программам высшего и среднего профессионального юридического образования и аспирантов по программам послевузовского профессионального образования, обучает по программам довузовской подготовки и основного общего образования. Концепция академии основана на непрерывном специализированном обучении, начинающемся со студенческой скамьи и продолжающемся в течение всей профессиональной деятельности судьи. В соответствии с этой концепцией образованы юридический колледж, факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет), факультеты повышения квалификации, 21 кафедра (в том числе военная), 7 научных отделов.
    Очень важная задача - обучение кандидатов на должности судей. И вот здесь мы столкнулись с серьезной проблемой. В ноябре 2001 года совместным постановлением пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу соответствующий законопроект, содержащий предложения судов по организации переподготовки кандидатов на должности судей. Однако по непонятным причинам до настоящего времени законопроект не рассмотрен.
    В декабре 2004 года VI Всероссийский съезд судей признал необходимым укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучение кандидатов на должности судей федеральных судов в течение одного-двух лет.
    В Российской академии правосудия создана рабочая группа по доработке внесенного ранее проекта закона. Она обсуждает целый ряд дискуссионных проблем. Во-первых, вопрос о том, за счет каких средств будут обучаться кандидаты в судьи? Собственных или бюджетных? На мой взгляд, с учетом мирового опыта, реального материального положения большинства кандидатов в судьи, их возможной будущей работы в органах государственной власти обучение должно производиться за счет бюджетных средств.
    Обсуждается также вопрос о том, когда необходимо начинать обучение кандидатов в судьи: до или после сдачи экзаменов на должность судьи в экзаменационной комиссии, а также рассмотрения квалификационной коллегией судей заявлений лиц, претендующих на должность судьи, и получения ими рекомендации квалификационной коллегии на должность судьи? Есть предложения, чтобы сначала обучать кандидатов в судьи, а затем предоставлять им право сдавать экзамен и обращаться в квалификационную коллегию за получением рекомендации на должность судьи. Весьма спорная позиция. При таком подходе, думаю, смогут обучаться и граждане, не отвечающие требованиям к судьям, установленным Конституцией РФ и федеральными законами. Могут возникнуть и финансовые проблемы. Потребуются значительные капитальные вложения на создание необходимой материально-технической базы, увеличение числа преподавателей и иных работников образовательного учреждения. Наконец, нет гарантии, что прошедший обучение кандидат в судьи сдаст экзамен, получит рекомендацию квалификационной коллегии, а затем изъявит желание работать в суде. В этой связи, думаю, более обоснованным является другой подход: кандидат на должность судьи сначала сдает экзамен и получает рекомендацию квалификационной коллегии, и лишь после этого может возникнуть вопрос о его обучении в качестве кандидата в судьи.
    Такой кандидат - это гражданин России, достигший 25 лет (статья 119 Конституции РФ). Следовательно, возникает вопрос о его материальном обеспечении, трудовом стаже и проживании. Поэтому в рабочей группе обсуждается предложение о предоставлении соответствующим квалификационным коллегиям права рекомендовать кандидата на работу в суд на должность кандидата в судьи (стажера). Некоторые специалисты предлагают не вводить такую должность в суде, ограничившись имеющимися должностями помощников судей. Такое предложение, на мой взгляд, является достаточно спорным, так как смысл трудовой функции помощника судьи состоит не в обучении на должность судьи, а в оказании помощи судье в выполнении им его профессиональных обязанностей. Кандидат же в судьи должен не помогать, а учиться на судью. Для этого он должен получать необходимую заработную плату, а работа в данном качестве должна входить в его трудовой стаж.
    Возникает и другой достаточно сложный вопрос: все ли кандидаты в судьи должны обучаться? Возможно ли кого-то освобождать от обучения? В рабочей группе обсуждаются три предложения. Первое - должны обучаться все кандидаты в судьи без каких-либо исключений. Второе - некоторые кандидаты в судьи могут быть квалификационной коллегией освобождены от обучения, например кандидаты и доктора юридических наук, практические работники-юристы, имеющие стаж работы не менее 10 лет, заслуженные юристы Российской Федерации. Третье - обучаться должны все, но по разным учебным планам и программам. Мне представляется последний вариант наиболее предпочтительным, так как даже доктор юридических наук (научный работник или преподаватель вуза) либо практический работник-юрист, имеющий стаж работы, в частности, в прокуратуре свыше 10 лет, на мой взгляд, по рекомендации квалификационной коллегии должен по сокращенной программе в течение, например, одного месяца получить необходимые дополнительные теоретические специальные правовые знания, а также практические навыки по ведению судебного процесса, подготовке процессуальных документов и т.п.
    Принципиально важен и вопрос о содержании обучения кандидатов в федеральные судьи. Предлагается примерно одну половину общего срока обучения (соответственно года или месяца) посвятить углубленному изучению современных актуальных проблем судебной практики, соответствующего международного и национального материального и процессуального права, выработке необходимых практических навыков ведения судебного процесса и подготовке процессуальных документов. Другую половину обучения - профилированной практике во всех звеньях соответствующих судов.
    Вызывает дискуссии и вопрос о порядке, сроках и содержании обучения судей судов субъектов Российской Федерации. Некоторые специалисты исходя из принципа единства статуса судей в стране полагают возможным установить единые требования для кандидатов в федеральные судьи и судьи субъектов Российской Федерации. На мой взгляд, такое предположение является по меньшей мере спорным. Особенности правового положения некоторых категорий судей могут определяться в том числе законами субъектов Российской Федерации. Поэтому более обоснованно сохранить за субъектами Российской Федерации право устанавливать особенности обучения кандидатов в судьи.
    В конце обучения в академии кандидат в судьи должен сдать экзамен. По результатам обучения и сдачи экзамена он получит диплом о переподготовке. С учетом его показателей председатель соответствующего суда вправе внести в установленном порядке представление о назначении кандидата на должность судьи либо отказать ему в представлении к назначению на должность судьи с указанием мотивов отказа.
    Введение нового института "кандидат на должность судьи" ("стажер судьи") потребует решения целого комплекса взаимосвязанных мер, к которым относится не только законодательное, но также финансовое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое и информационно-техническое обеспечение.