Выбрать ККС субъекта
Высшая квалификационная коллегия судей
Российской Федерации

Календарь

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
    Будущие заседания
    Прошедшие заседания

    СМИ

    15 лет - возраст зрелости

     

    Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации исполнилось 15 лет. Для человека это возраст завершения детства и вступления в юность. Для организации, коллектива время течет по-другому, и 15 - это уже возраст зрелости. Возраст, обязывающий не просто вспомнить «свое детство и юность», но и оценить слова и дела, сверить часы.

    Если судить строго фактологически, то история ВККС РФ начинается с 1993 года. Но сама идея образования органа, общего для всей судебной системы, который бы помогал ей определять готовность претендентов к работе на судейских должностях, заботиться о «чистоте рядов», отстаивать независимость судей, начала приобретать практические черты с принятием в августе 1989 года Закона СССР «О статусе судей в СССР». Он предусматривал создание квалификационных коллегий судей «в целях  обеспечения выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей». К их полномочиям относились оценка подготовленности к судебной работе каждого претендента, проведение квалификационного экзамена, дача заключений о возможности выдвижения претендентов в судьи и об отзыве судей, проведение квалификационной аттестации судей, рассмотрение вопросов о дисциплинарной ответственности судей, рассмотрение жалоб на решения нижестоящих квалификационных коллегий по вопросам об отзыве и дисциплинарной ответственности судей.

    Этим исчерпывались функции тогдашних квалификационных коллегий судей. Закон не предоставлял им каких-либо отдельных полномочий по участию в решении вопросов, связанных с обеспечением независимости судей.

    Концепция судебной реформы, принятая в октябре 1991 года, выдвинула задачу образования независимой влиятельной судебной корпорации, в полномочия которой входили бы все вопросы отбора, перемещения судей, а также их отстранения от должности. Очевидно, что именно сама судебная корпорация должна была стать двигателем своего развития, и, значит, формирования своего авторитета и облика, обеспечения защиты интересов и независимости судей.

    Этапным событием в реализации идей судебной реформы стало принятие в июне 1992 года Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», которым предусмотрено создание Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, указан круг ее основных полномочий: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление и прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; участие в обеспечении неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

     30 июня 1993 года II Всероссийский съезд судей впервые в истории судебной системы России тайным голосованием избирает Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

    Съезд также утвердил Положение об органах судейского сообщества, регламентирующее в том числе и деятельность Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Решение съезда судей было принципиально важным для ВККС, квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации, да и всего судейского сообщества, поскольку съезд, обосновывая роль органов судейского сообщества в проведении судебной реформы, подчеркнул, что их деятельность не сводится только к защите прав и законных интересов судей, а является средством утверждения независимого и справедливого суда. Поэтому работе квалификационных коллегий судей придавалось особое значение. Фактически они  были призваны, как сформулировал съезд, «навести порядок в своем доме». Для этого в их состав, как и ранее, должны быть избраны «самые справедливые и принципиальные судьи, пользующиеся полным доверием своих коллег, способные подняться над корпоративными интересами».

    Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации были весьма ответственны. Она, например, представляла заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о возможности избрания высшим законодательным органом страны кандидатов на должности председателей и заместителей председателей областных и равных им судов общей юрисдикции, арбитражных судов.

    В декабре 1993 года принципы независимости и неприкосновенности судей получили закрепление в Конституции Российской Федерации.

    Следования этим принципам на практике неразрывно связывалось с работой ВККС, стоявшей на защите интересов судей. Судья не мог быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Уголовное дело в отношении судьи могло быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, если согласие даст квалификационная коллегия судей.

    Серьезной проверкой компетентности, принципиальности, самостоятельности ВККС стало противостояние с носителями традиции  «телефонного права», борьба с вмешательством органов исполнительной власти и должностных лиц в порядок предварительного отбора кандидатов на судейские должности. Благодаря совместной с Президиумом Совета судей Российской Федерации позиции, большой поддержке руководителей высших судов России и пониманию Президента России в 1994 году была начата ломка порочной практики вмешательства в работу квалификационных коллегий судей.

     

    Активности и принципиальности требовали от ВККС  сами ее задачи. Главное внимание уделялось подбору судейских кадров. Строго оценивались факты недостойного поведения судей в быту, несоблюдения ими норм профессиональной этики.

    В декабре 1996 года IV Всероссийский съезд судей избирает второй состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Третий состав ВККС Российской Федерации был избран в ноябре 2000 года на V Всероссийском съезде судей. А VI Всероссийский съезд судей в декабре 2004 года избрал судей в четвертый ее состав.

    Потребности развития судебной системы, новые импульсы в осуществлении судебной реформы предопределяли изменения и уточнения компетенции и полномочий ВККС Российской Федерации.

    Так, изменения в практику ее работы внесли Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».  

    Впервые, например, было установлено, что ВККС Российской Федерации рассматривает заявления претендентов на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, представляет свои заключения Президенту России, а также утверждает персональный состав Экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена у претендентов на судейские должности, публикует в средствах массовой информации объявления об открытии вакантных должностей судей.

    До 2001 года законодательство не предусматривало дисциплинарную ответственность судей за совершение проступков, не влекущих уголовной  ответственности или прекращения полномочий. С введением дисциплинарной ответственности коллегии получили возможность применять воспитательную - предупреждение, а не одну только карательную - прекращение полномочий - меру.

    Существенные изменения произошли и в составе коллегии. Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации - это девять судей судов общей юрисдикции, девять судей арбитражных судов, избираемых на Всероссийском съезде судей, десять назначаемых Советом Федерации представителей общественности в лице авторитетных ученых-правоведов, педагогов и представителей высших учебных заведений, а также представитель Президента России. Это не только способствует эффективности рассмотрения вопросов и повышает авторитет коллегии, но и делает процесс кадрового формирования судебной системы более открытой. Квалификационные коллегии судей в субъектах России также стали формироваться по новому принципу.

    Эти нововведения укрепили роль ВККС РФ в отборе судейских кадров, повышении ответственности судей.

    Ежегодно увеличивался объем работы ВККС РФ. Так, например, в 2006 году на шести заседаниях коллегия рассмотрела заявления 541 претендента на вакантные судейские должности и рекомендовала к назначению 359 кандидатов, а в прошлом году на шести заседаниях были рассмотрены  заявления уже 796 претендентов, и 527 из них получили рекомендации к назначению, 590 действующим судьям присвоены квалификационные классы, в том числе, 21 коллеге - высший квалификационный класс. К присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» представлены 22 руководителя судов и судей и еще 20 - к награждению орденами и медалями. Естественно, что ВККС Российской Федерации не оставляет без внимания факты нарушения судьями законов и норм судейской этики, принимая в результате адекватные решения о наложении дисциплинарных взысканий.

    Также естественно, что когда в результате принципиального и скрупулезного изучения всех обстоятельств рассматриваемого вопроса коллегия не находит оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, она встает на защиту судей.

     Вырос за эти годы и авторитет коллегии в глазах граждан. Это можно проиллюстрировать несколькими цифрами. Если в 1997 году в ВККС Российской Федерации поступило 2740 материалов, сообщений и жалоб, то в 2007 году их уже было 13008: почти пятикратный рост!

    Одним из важных принципов работы ВККС Российской Федерации стала ее открытость, доступность информации как для членов судейского сообщества, так и для граждан. Информационную деятельность ВККС можно с определенной долей условности разграничить на несколько направлений: обеспечение работы квалификационных коллегий судей, помощь судам и судьям, обеспечение доступа граждан к интересующим их сведениям.

    Единство полномочий, целей и задач квалификационных коллегий судей обусловливает целесообразность и даже необходимость объединения информационных ресурсов и создания единого информационного пространства. Решение этой задачи началось с создания интернет-сайта ВККС РФ, превращения его в портал, куда внедрены сайты ККС субъектов Российской Федерации. Сегодня единое информационное пространство квалификационных коллегий судей приобрело зримые черты и реально помогает коллегиям в работе, а  гражданам в получении информации.

    Второй блок информационной работы - «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации», ставший с 2006 года официальным изданием коллегии, выходящим ежеквартально. Точная объективная  беспристрастная информация о деятельности коллегий, решениях, проблемах судейского сообщества и важных для всех судей вопросах делают его практическим помощником судей, чему подтверждением служит растущий тираж.

    И третье -  автоматизация статистической работы квалификационных коллегий судей, которая должна оптимизировать весь процесс сбора, обработки,  анализа и использования информации в системе квалификационных коллегий судей.

    Для ВККС Российской Федерации информационное обеспечение - это фактор и средство повышения качества работы коллегий, укрепления их взаимодействия, единства и преемственности практики.

    Достижению этих целей мешала некоторая разобщенность ККС, До 2002 года свои полномочия осуществляли  ККС двух высших судов и судов различной юрисдикции, а сама ВККС была разделена на секции. В ходе организационно-структурной перестройки системы ККС в конце 2002 года полномочия ККС высших судов переданы  ВККС, а в субъектах Российской Федерации были сформированы единые ККС.

    В том же 2002 году с целью оптимизации деятельности ККС субъектов Российской Федерации ВККС утвердила два важных документа. Это Положение о квалификационных коллегиях судей, которое в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» распространяется на деятельность всех квалификационных коллегий страны, и Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

    Все эти годы ВККС стремится оказывать  своим коллегам в субъектах России организационно-методическую помощь, проводя семинары-совещания, изучая и распространяя опыт коллег. К примеру, в прошлом году на семинарах-совещаниях в г.Казани и в г.Светлогорске Калининградской области были обсуждены актуальные направления совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность квалификационных коллегий судей, правовые и организационные вопросы практики. Обновляется по мере необходимости документальная база. Так, было разработано и в марте 2007 года утверждено Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей,  в котором учтены новые реалии и потребности судебной системы и судейского сообщества.

    Заседания Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации проходят, как правило, раз в два месяца, а заседания квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации - ежемесячно. И дело, конечно же, не в количестве заседаний. Важно то, что на каждом из них рассматривается весь комплекс вопросов, отнесенных к компетенции коллегий, и по каждому из них принимается обоснованное и справедливое решение.

    Порукой тому - члены коллегий, несущие груз высокой ответственности перед судейским сообществом, проявляющие принципиальность и твердость, объективность и понимание, сохраняющие моральное право прямо смотреть в глаза не только тем, кого они рекомендовали в профессию или защитили от нападок, но и тем, с кого они спросили по всей строгости Закона.

     

    (Опубликовано в официальном издании «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации»
    № 2 (16) 2008)